ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

РОГАЛИКОВСКАЯ   СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

на 2008-2012 гг.

 

1.    Введение.

   Развитие школы в настоящий период предполагает поиск путей и создание условий для личностного роста учащегося, его подготовки к полноценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности в информационном обществе. Новый взгляд на развитие образовательной системы послужил основанием для создания программы развития нашего образовательного учреждения.

     Программа развития школы основывается на анализе социального заказа и состояния образовательного учреждения. В ней отражены тенденции развития школы, охарактеризованы главные проблемы и направления  работы педагогических и ученических коллективов, представлены меры по изменению содержания и организации образовательного процесса.

    Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

- конвенцией о правах ребенка;

- Законом РФ  «Об образовании»;

- концепцией модернизации российского образования на период до 2010г.;

- Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010гг.

- Уставом школы.

Наша школа планирует выйти на новый этап своего развития как школа успеха. Для нее характерны:

- сформированность концепции успешности личности учащихся и педагогов;

- наличие стратегии и тактики создания ситуации  успеха для всех участников образовательного процесса;

- организация образовательного процесса на основе индивидуального подхода  к отбору содержания и технологий освоения учебного материала;

- система оценки и самооценки достижений учащихся, базирующаяся на признании самоценности ученика;

- система презентаций достижений обучающихся;

- использование потенциала дополнительного образования детей.

Цель программы развития: создание оптимальных организационных, социально-культурных и педагогических условий для формирования успешной личности в условиях сельской школы. Развитие школы в данный пе­риод предполагает поиск путей и создание условий для личностного роста учащегося, его подготовки к полно­ценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности в информационном обществе. 

Задачи программы развития:

     1.Обеспечение качественных изменений в организации и содержании всего образовательного процесса на основе использования компьютерных технологий.

     2. Предоставление каждому обучающемуся возможности самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности.

    3. Привлечение обучающихся к учебно-научным исследованиям.

    4. Формирование культуры здорового образа жизни у всех участников образовательного процесса.

     5. Развитие ресурсного (материально-технического, кадрового, научно-методического, нормативно-правового) обеспечения образовательного процесса.

Реализация программы позволяет более полно объединить учебную и внеучебную сферы деятельности обучающихся; создать единый функциональный комплекс образовательной и оздоровительной работы; сформировать образовательное пространство школы, способствующее реализации индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.

Процесс развития школы должен способствовать формированию социально-успешной личности обучающегося и педагога.

ЭТАПЫ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

   Первый  этап (2007г.)  - аналитический.

Разработка программы развития школы. Создание условий, необходимых для обеспечения внедрения программы развития.

  Второй этап (2008-2011гг) – практический.

Переход в новое качественное состояние. Внедрение и освоение компьютерных технологий.

  Третий этап (2012г)  - обобщающий.

Анализ достигнутых результатов  и определения перспектив дальнейшего развития школы. Разработка методических материалов  по  обмену опытом работы.

 2.  Информационная справка о школе.

    МОУ Рогаликовская ООШ была открыта в 1903 году как  церковно-приходская школа, затем восьмилетняя, а в 1996 году получила статус средней общеобразовательной.  Школа расположена в центре села и имеет прочные социальные связи с ДК, библиотекой, а также сотрудничает с Домом детства и юношества, Детско-юношеской спортивной школой, ФАПом.                                                                                                                                  .   Жители села ориентированы на работу в сельском хозяйстве. Среди них многие имеют среднее специальное и высшее образование.

  Характеристика педагогического коллектива.    

В школе работает 17 учителей. Средний возраст педагогов – 41 год, средний педагогический стаж – 19 лет. Имеют высшее образование – 13 учителей (76%), среднее специальное образование – 3 учителя (17,6%). Почетное звание «Отличник просвещения»  имеет 1 человек. Имеют 1 квалификационную категорию 9 учителей (53%), 2 квалификационную категорию – 7 человек (41%). В составе педагогического коллектива 4 учителя (23%) – выпускники Рогаликовской школы.

Педагоги  постоянно занимаются самообразованием. За последние 3 года курсы повышения квалификации прошли 13 учителей (76%)

Характеристика учащихся и их семей.

Поданным исследования, родители учащихся по принадлежности к той или иной социальной группе распределяются следующим образом:

 

·  рабочие — 39%;

•  служащие (в том числе работники образования) — 34%;

•  не имеющие постоянной работы — 12%;

•  участвующие в различных видах предприниматель­ской деятельности — 7%;

•  пенсионеры — 8%.

Высшее образование имеют 38% родителей, сред­нее профессиональное — 44%, среднее или непол­ное среднее — 18%.

В полных семьях живут 58 учеников, только с мате­рью — 12 школьников, только с бабушками — 5 учени­ков, 5 учащихся находятся на опеке. Настораживает тот факт, что 8% семей учащихся относятся к так назы­ваемым семьям находящимся в социально опасном положении, 48% семей школьников — к малообеспеченным, 3% детей находится на опеке, 9% уча­щихся не имеют российского гражданства.

 

Особенности учебного процесса.

Школа включает в себя три ступени.

Первая ступень обучения – начальная школа: Продолжительность обучения 4 года, возраст обучающихся – 6,5 лет на 1 сентября. На первой ступени школы реализуются программа «Школа России».

Вторая ступень обучения – основная школа: продолжительность обучения 5 лет. Вторая ступень школы обязательна для всех школьников в возрасте до 15 лет.  Основная ее цель – обеспечение высокого уровня социализации учащихся. На второй ступени осуществляется дифференцированное обучение школьников и организована предпрофильная подготовка.

Третья ступень обучения – старшая школа: продолжительность обучения 2 года.

Особенности воспитательного процесса.

Воспитательная деятельность осуществляется через реализацию социально-педагогических проектов и работу следующих воспитательных центров: учебно-познавательного, художественно-эстетического, спортивно-оздоровительного, досугового.

  На протяжении ряда лет в школе развиваются формы ученического самоуправления: детско-юношеский парламент(законодательный орган), советы учащихся. Воспитательная работа в школе включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей школьников: воспитательная  работа в процессе обучения; внеурочная  деятельность; внешкольная деятельность. Деятельность педагогов протекает в пространстве детства, которое мы рассматриваем как совокупность  разных «пространств», каждое из которых оказывает воздей­ствие на процесс развития личности ребенка. Созда­ние воспитательной среды в рамках открытого инфор­мационного образовательного пространства школы предполагает:

•  изменение форм и методов учебной работы: пре­одоление пассивности школьников через дидакти­ческие ролевые игры, разнообразие форм обуче­ния, раскрепощение личности ребенка в учебном процессе;

•  ориентацию учащихся на вечные ценности, выра­женные в таких категориях, как «человек», «красота», «добро», «истина», «культура», «отечество», «труд», «знание», «здоровье», «мир», «земля», которые охва­тывают основные аспекты жизнедеятельности и раз­вития личности и образуют основу воспитания;

•  создание условий для свободного самовыражения и самореализации каждого ребенка в информацион­ном пространстве школы.

Результатом воспитательной деятельности школы является положительная динамика развития личнос­тных качеств и ключевых компетенций выпускника школы.

 

Качество и динамика образования и воспитания.

   Успеваемость по результатам аттестации  2007-2008 учебного года составляет 100%, качество знаний – 41%. Средний балл выпускных экзаменов в 11 классе составил 4,3 балла. За два последних года в вузы поступили 38% учеников. В рамках реализации программы развития школы, в целях пропаганды здорового образа  жизни ученический и педагогический коллектив ежегодно принимают участие в районных и зональных мероприятиях, проводят традиционные дни здоровья в разное сезонное время года, участвуют в работе районного экологического центра. В целях более полного удовлетворения образовательных запросов, повышения гуманистической направленности образования  учителя осуществляют подготовку школьников к участию в различных олимпиадах и конкурсах, проводятся акции «День знаний»,декады по естественным наукам, проводятся мероприятия по профориентации подростков из семей «группы риска», разработаны план по введению предпрофильной подготовки, а также вариант элективных курсов для 9 классов.                                                           В целях повышения профессионального роста учителей:                                    - методические объединения учителей предметников проводят работу по обобщению и распространению опыта индивидуальных занятий с обучающимися как в рамках урока, так и вне его;

- проводится цикл занятий для учителей по методикам развития техники чтения, совершенствование приемов работы школьников с текстом и вычислительных навыков;

Характеристика материальной базы школы.

Образовательный процесс осуществляется в типовом 2-х этажном здании.В школе имеются спортивная площадка, пришкольный участок, спортивный зал, актовый зал, библиотека, столовая, компьютерный класс. Школа располагает школьным автобусом для подвоза учащихся из соседних сел.  Кроме этого в школе имеется следующая оргтехника и ТСО:

Наименование

Количество

 МФУ

2

Акустическая система ВВК

1

Принтер

2

Копировальный аппарат

2

Факс

1

Телевизор

2

Видеомагнитофон

1

 Музыкальный центр

1

Мультимедийный проектор

1

Магнитофон

1

 Телевизор

2

Графопроектор

1

 

Школа располагает следующим библиотечным фондом:

 

Всего

% обеспеченности

I ступень

II ступень

III ступень

Книжный фонд (экз.)

 2741

65

86

 

в том числе:

учебники

 

 932

 

96

 

 99

 

 

учебно-метод. литература

  106

34

70

 

художественная

 1672

100

100

 

подписная

31

30

75

 

Особенности управления школой.                                                                                                               

Для совершенствования управления школой введена практика привлечения к процессу выработки, принятия решений и их реализации учителей школы, а также родителей обучающихся, заинтересованной общественности.                    В процессе своей деятельности мы выделяем следующие формы группового участия учителей родителей и общественности в управлении школой:             - совет школы;                                                                                                            - педагогический совет школы;                                                                                - совещания при директоре;                                                                                     - методические объединения педагогов;                                                                   - аттестационная комиссия;                                                                                                  - общешкольный родительский комитет;

 2. Философия школы

В школе осуществляется обучение, при котором во гла­ву угла ставится самоценность каждого участника об­разовательного процесса. Поэтому деятельность шко­лы основывается на таких ценностях, как:

—доверие и уважение друг к другу учащихся, педаго­гов, родителей и партнеров школы;

—психологический комфорт для всех участников об­разовательного процесса;

—самоорганизация детского коллектива и коллекти­ва учителей;

—свобода творчества учащихся и учителей;

—сотрудничество педагогического и ученической коллективов;

—преемственность формирования педагогической коллектива из числа выпускников школы. Подобная философия школы предполагает включена личностного опыта ребенка в образовательный процесс, изменение ориентации педагога с позиции информатора, контролера на позицию координатора. Сущность подхода к школьнику в нашей школе заключается в:

—признании его уникальности и неповторимости;

—уважении его достоинства;

—принятии его целей, запросов, интересов;

—создании условий для его максимального развития на основе всестороннего педагогического анализа успехов, достижений и проблем ребенка.

Таким образом, главный акцент в своей деятельности школа делает на раскрытии индивидуальности каждого ребенка. Это — весьма трудная задач поскольку  Рогаликовская средняя общеобразовательная школа является образовательным учреждением с неоднородным контингентом обучающихся, в ней учатся как одаренные, так и слабоуспевающие школьники. Поэтому миссия школы — создать образовательную среду, способствующую максимальной самореализации каждого школьника вне зависимости от его психофизиологических особенностей и учебных возможностей. Сущность подхода к деятельности учителя в нашей школе заключается в том, что каждому педагогу предоставляется право на творчество, т.е. на определе­ние собственного педагогического почерка, на свобо­ду выбора педагогических технологий, методов оцен­ки учащихся и т.д., на участие в управлении образова­тельным учреждением.

В основе концепции развития нашей школы лежит идея создания целостной открытой социально-пе­дагогической системы образования, которая обес­печивает самовыражение, самореализацию, само­определение личности и ученика, и учителя. Эффек­тивный образовательный процесс возможен только при комфортном сосуществовании педагогов и уча­щихся. А максимальный эффект достижим при вза­имодействии трех составляющих— семьи, ребен­ка и педагога.

При этом школа строится на реализации следующих идей:

—идеи развития личности ученика, педагога, других участников образовательного процесса, школы в целом;

—идеи красоты (формирование эстетически-ценност­ной ориентации личности);

—идеи творчества, при которой творчество рассмат­ривается как универсальный механизм развития лич­ности, обеспечивающий ее вхождение в мир культуры и формирование способа существования в современ­ном мире. Для реализации этой идеи создается атмос­фера, стимулирующая всех субъектов образователь­ного процесса к творчеству;

—идеи сотрудничества, основанной на гуманных от­ношениях детей и взрослых;

—идеи выбора и ответственности, которая реали­зуется посредством предоставления ученику воз­можности выбора характеристик своего образо­вательного маршрута (сложности, скорости изу­чения материала, частично — отбора его содержа­ния и т.д.);

—идеи открытости, при которой школа становится от­крытой для широких социальных связей.

Учитель организует работу учащихся в нашей шко­ле, исходя из следующих гуманистических при­нципов:

—у каждого ребенка — свои индивидуальные возмож­ности в учебной деятельности;

—ребенок успешен в учении, когда ему комфортно;

—ребенок успешен в учении, когда его поддержива­ют и вдохновляют;

—ребенок успешен в учении, когда учитель является свободной личностью;

—ребенок успешен в учении, когда его родители ак­тивно участвуют в его школьной жизни;

—учитель воздерживается от оценок личности ре­бенка.

 

3. Проблемно-ориентирован­ный анализ работы школы и перспективы ее развития

 

3.1.   Характеристика микросоциума школы

Микросоциум школы характеризуется следую­щими признаками:

 

удаленностью от крупных культурных центров;

 

·  значительным количеством неблагополучных и ма­лообеспеченных семей, многие из которых мало зани­маются вопросами воспитания и развития своих детей;

•  низким уровнем информационной культуры насе­ления,

•  несформированностью системы учреждений, обес­печивающих формирование информационной функ­циональной грамотности населения. Результаты обследования уровня личностного разви­тия детей, поступающих в школу, показывают, что в первый класс приходят ребята, существенно отлича­ющиеся друг от друга по своему интеллектуальному и физическому развитию. Значительная неоднород­ность нашего ученического контингента и определя­ет выбор модели школы личностного роста как оп­тимальной в существующих условиях.

 

3.2.   Социальный заказ и ожидаемые результаты развития школы.

Социальный заказ мы понимаем как спрогнозирован­ный комплекс общих требований общества к школь­нику ко времени окончания им школы. Изучая социальные ожидания по отношению к школе, мы выделили субъекты, участвующие в формирова­нии социального заказа нашему образовательному учреждению. Это:

•  государство   и муниципалитет;

•  учащиеся;

•  их родители;

•  педагогическое сообщество.

С точки зрения государства к числу приоритетов совершенствования школьного образования относят­ся следующие направления:

•  оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического и духовно-нравственного здоровья обучающихся;

•  усиление роли социально-гуманитарного цикла дис­циплин, способствующих формированию духовности и активной гражданской позиции личности, ее интег­рации в мировую культуру;

•  введение предпрофильного обучения в старшей школе в целях обеспечения профессиональной ориентации и профессионального самоопределения обучающихся;

•  обеспечение условий для развития и становления личности каждого ребенка, проявления и реализации потенциальных возможностей каждого школьника;

•  совершенствование системы оценивания учебных достижений учащихся на всех ступенях обучения и государственно-общественной системы оценки каче­ства образования;

•  информатизация образовательной практики, фор­мирование функциональной информационной гра­мотности выпускников как основы информационной культуры личности.

Анализ перечисленных выше направлений показыва­ет, что они являются актуальными и востребованны­ми участниками образовательного процесса нашей школы (учителями, учащимися, их родителями). Они видят свое образовательное учреждение как откры­тое информационное образовательное пространство, в котором созданы условия для личностного роста всех субъектов образовательного процесса.

Родители учащихся хотят, чтобы школа обеспечила:

возможность получения ребенком качественного основного общего и среднего (полного) образования;

качественную подготовку школьников к поступле­нию в учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования;

начальную профессиональную подготовку учащих­ся третей ступени школы;

интересный досуг детей; 

а также создавала условия для:

удовлетворения интересов и развития разнообраз­ных способностей школьников;

формирования информационной грамотности и овладения современными информационными техно­логиями;

сохранения и укрепления здоровья детей.  

Учащиеся хотят, чтобы в школе:

было интересно учиться;

имелись комфортные психолого-педагогические и материальные условия для успешной учебной дея­тельности, общения, самореализации;

была возможность получить качественное среднее образование и начальную профессиональную подго­товку;

имелись условия для освоения современных инфор­мационных технологий.

Педагоги ожидают:

создания в школе комфортных психолого-педаго­гических и материальных условий для осуществле­ния профессиональной деятельности;

улучшения материально-технического обеспечения образовательного процесса;

создания условий для творческой самореализации в профессиональной деятельности.

Учитывая государственную стратегию развития среднего образования и систематизировав социальные ожидания по отношению к школе, нами были выявле­ны те потенциальные результаты, к достижению ко­торых должна стремиться школа и которые, по сути, определяют стратегические направления ее раз­вития. Таковыми являются:

модернизация содержательной и технологичес­кой сторон образовательного процесса в школе;

создание в рамках школы открытого информа­ционного образовательного пространства;

создание условий, обеспечивающих личност­ный рост всех субъектов образовательного про­цесса;

внедрение технологий здоровьесбережения, обеспечение медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся.

Данные стратегические направления развития школы являются общими и требуют конкретизации, т.е. выделения частных задач и определения условий, способствующих эффективному их решению. Высокие результаты в развитии школы по данным направлениям являются показателем достижения нового качества образования.

 

 

 

 

 

 

3.3. Проблемы школы и способы их решения.

Изучая возможности реализации основных направлений развития школы, нами были выявлены основные проблемы образовательного учреждения и определены способы их решения .

 

Проблемы

Способы решения

1.Модернизация содержательной  и технологической сторон образовательного процесса.

Недостаточная осведомленность педагогов об ос­новных направлениях модернизации школьного образования

 

Необходимо создание такого информационного простран­ства в школе, которое будет способствовать повышению не только информированности педагогов, но и их профессио­нальной компетентности

Приоритет традиционных форм  и методов организации образовательного процесса в школе, низкий

процент использования инновационных технологий
обучения  

 

Апробация и внедрение современных образовательных технологий

 

Сложность апробации новых учебно-методических комплексов ввиду отсутствия полного методическо­го обеспечения

Повышение квалификации учителей, работающим по новым УМК.

2. Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса 

Личностный рост учителя. Повышение профессионализма педагогов как условие личностной самореализации в рамках культурно-образовательного пространства школы

 

Недостаточная осведомленность части учителей о результатах современных исследований в области педагогики, педагогической психологии и частных методик

Повышение компетентности педагогов в процессе их вклю­чения в научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную работу; консультирование учителей; сопровождение профессионально-педагогической деятель­ности педагогов                                                                                      

Узкопредметная направленность деятельности многих учителей, отсутствие стремления интегри­ровать деятельность и создавать совместные твор­ческие проекты

Мотивация на разработку индивидуальных и совместных творческих проектов в рамках методических объединений, их защита

Преобладание субъект-объектных отношений в образовательном процессе, неготовность учителей к реализации технологий сотрудничества

Освоение и внедрение на практике технологий личностной ориентации, сотрудничества, диалога

Личностный рост учащихся. Создание в рамках школы культурно-образовательного пространства как условие личностной самореализации и проявления детских инициатив

Унификация как содержания, так и форм деятель-ности_учащихся, ориентация на «среднего» ученика

Внедрение технологий дифференцированного обучения, развивающего обучения

Преобладание репродуктивных форм организации учебной деятельности школьников, не способст­вующих раскрытию индивидуальности и творческо­го потенциала личности

Внедрение технологий проблемного обучения, проектного обучения, игрового обучения

Знаниеориентированный подход к содержанию об­разования и оценке учебных достижений учащихся

Оценивание результатов обучения не только на основе анализа знаний, умений и навыков, но и по совокупности ком­петенций и личностных качеств, приобретенных школьниками

Недостаточная направленность образовательного процесса на формирование функциональной грамот­ности: языковой, информационной, гражданской и др.

Внедрение технологий, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессио­нальной жизни

Отсутствие возможности свободного выбора и са­мореализации в образовательном процессе школы

Внедрение вариативных программ, учебников, технологий, расширение спектра образовательных услуг

3. Создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства

Неготовность учителей к использованию в образо­вательном процессе информационных технологий

Прохождение учителями курсов по освоению современных информационных технологий, по использованию персонально­го компьютера и ресурсов глобальных информационных сетей

Отсутствие необходимой материально-технической базы для развития функциональной информацион­ной грамотности учащихся

Укрепление материально-технической базы школы и орга­низация целенаправленной работы по формированию функциональной грамотности школьников

Отсутствие программно-методического обеспече­ния, позволяющего внедрить информационные тех­нологии в образовательный процесс

Создание банка программно-методических материалов, мультимедиа программ, пособий, учебников для организа­ции эффективной работы по внедрению информационных технологий. Подключение к глобальной информационной сети и использование ее ресурсов

4. Внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психолого-педа­гогического сопровождения учащихся

Низкий уровень включенности педагогического кол­лектива школы в работу по физическому воспита­нию учащихся; недостаточная подготовленность учителей по вопросам охраны и укрепления здоро­вья школьников

Принятие педагогическим коллективом категории здоровья как профессиональной и личностной ценности. Повышение информированности и технологической грамотности учите­ля в вопросах здоровьесбережения

Отсутствие специфических критериев оценки дея­тельности педагогического и медицинского персо­нала школы по профилактике заболеваемости и укреплению здоровья учащихся

Разработка системы критериев и показателей качества ме­дико-психолого-социально-педагогического сопровождения учащихся

Недостаточность материальной базы для создания необходимого, здоровьесберегающего пространст­ва и стимулирования условий, обеспечивающих физическое развитие школьников

Развитие спортивной базы школы. Создание в рамках шко­лы целостной здоровьесберегающей среды, охватывающей физический, психический, нравственный аспекты жизни школьника

Слабая психологическая подготовка учителя; не­адекватные восприятие и оценка результатов рабо­ты психолога со стороны педагогов

Психологическое сопровождение деятельности учителя, включающее консультирование по вопросам организации диагностики и мониторинга различных аспектов профес­сиональной деятельности педагогов; информирование учи­телей о результатах психологических исследований в школе

Отсутствие методических рекомендаций и практи­ческого опыта по организации медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащих­ся

Изучение методических рекомендаций по организации меди­ко-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся; разработка пакета диагностических методик и ме­тодических материалов по организации медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся в рам­ках предпрофильной подготовки  

 

 

4. Концепция развития школы

 

4.1. Миссия школы

При формировании концепции будущего нашей шко­лы мы должны прежде всего уточнить свое понима­ние «миссии» школы, т.е. определить, на реализацию какой части общего социального заказа мы ориенти­рованы и решение каких проблем считаем приори­тетным. И здесь мы исходили из двух позиций: необ­ходимости реализации стратегии модернизации школьного образования и важности удовлетворения запросов со стороны основных участников образова­тельного процесса— учащихся, их родителей и пе­дагогов.

Процесс развития школы должен способствовать по­вышению конкурентоспособности школы, обрете­нию ею своего собственного «лица», неповторимого и привлекательного для тех, к кому оно обращено. Превращение школы из массовой, общеобразова­тельной (так называемой школы навыков) в школу личностного роста — это именно тот ориентир, ко­торый определяет развитие нашей школы. Поэтому мы стремимся к созданию такого образователь­ного пространства школы, которое позволит обеспечить личностный рост учащегося и его подготовку к полноценному и эффективному уча­стию в общественной и профессиональной жиз­ни в условиях информационного общества. Такая трактовка миссии школы логично подтолкнула нас к выбору модели школы личностного роста, которая, по нашему мнению, способна удовлетворить образовательные потребности всех субъектов обра­зовательного процесса.

В определении перспектив развития нашей школы мы исходим из того, что развитие, как таковое, не долж­но заменять функционирование, которое позволяет нам добиваться достаточно стабильных результатов благодаря устоявшимся условиям нашей работы: кад­ровому составу, в целом удовлетворительному состоянию программно-методического и материального обеспечения. Развитие школы, на наш взгляд, долж­но не ломать то, что устоялось, а органически вхо­дить в систему наших ценностей, традиций и всего того, что составляет уклад школы.

 4.2. Основные идеи развития школы и предвос­хищаемый образ ее выпускника.

 Приоритетными идеями, которые позволяют рас­крыть сущность основных направлений развития шко­лы, являются:

1.Идея обновления образовательного процесса, по­средством модернизации основных компонентов об­разовательной практики (содержания, условий, тех­нологий).

2.Идея построения школы как открытого информа­ционного пространства.

3.Идея личностного роста всех субъектов образо­вательного процесса.

4.Идея построения здоровьесберегающей среды в школе.

5.Идея медико-социально-психолого-педагогическо­го сопровождения учащихся.

Выстраивая предвосхищаемый образ выпускника школы, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника — это не конечный результат, не итог в развитии лич­ности, а тот базовый уровень, развитию и станов­лению которого должна максимально способство­вать школа.

Выстраивая собственную концепцию развития шко­лы, мы ориентируемся на два взаимосвязанных ас­пекта: личностный рост учащегося и построение от­крытого информационного пространства школы. Это логично подвело нас к определению предвосхищае­мого образа выпускника школы как компетентной, социально интегрированной и мобильной личности, способной к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизнедеятель­ности в условиях информационного общества. Содержательно наполняя данный образ, мы опреде­лили такие его составляющие, как компетенции и ка­чества личности.

Компетенции выпускника могут быть разделены на предметно-информационные, деятельностно-комму-никативные, ценностно-ориентационные. Предметно-информационные компетенции предпо­лагают умение работы с учебной информацией, кри­тическое ее восприятие, преобразовывание ее из вир­туальной в вербальную и наоборот. Деятельностно-коммуникативные компетенции про­являются в способностях субъектов образовательно­го процесса

к сотрудничеству, к творчеству для дос­тижения конкретных задач, в умении управлять со­бой, анализировать и организовывать деятельность, принимать рациональные решения. Ценностно-ориентационные компетенции включают знания о нормах, ценностях, традициях культуры, систему отношений к миру, к себе, к обществу, осно­ванную на потребностях, мотивах, эмоционально-ценностных ориентациях личности. Показателем сформированности выделенных компе­тенций являются следующие качества личности:

 

· духовность, гуманистическая направленность, то­лерантность

•  мобильность, самостоятельность в принятии реше­ний, ответственность, способность к сознательному выбору;

•  коммуникабельность, социальная активность, уме­ние сотрудничать;

•  креативность, созидательность и конструктивность мышления.

Таким образом, развитие школы ориентируется на построение открытого информационного образова­тельного пространства, которое максимально будет способствовать становлению выпускника как ком­петентной, социально интегрированной и мо­бильной личности, способной к полноценному и эффективному участию в общественной и профес­сиональной жизнедеятельности.

5. Основные направления реализации программы развития школы

 

Направление 1. Модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса

 

Цель. Совершенствование образовательного процес­са, определяющего личностный рост ученика и воз­можность его полноценного участия в общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях информационного общества.

Задачи

Условия решения поставленных задач

1

2

1. Обновление содержа­ния школьного образова­ния

1.      Апробация и внедрение новых УМК.

2. Конструирование содержания предметов   базового уровня.

3.      Разработка системы элективных курсов.

4. Повышение квалификации учителей, работающих по новым УМК.

2. Внедрение инноваци­онных образовательных технологий

1.      Апробация современных образовательных технологий.

2.   Использование проектной технологии на всех ступенях школы.

3. Использование в образовательном процессе различных форм социальных практик

как одного из основных средств, способствующих самоопределению старшеклассника и приобретению им социальных компетенций

 

3. Создание системы предпрофильной подго­товки

1. Изучение социального заказа и создание соответствующей системы профилей.

2. Создание программы психолого-педагогического сопровождения предпрофильных курсов.

3. Отработка механизмов выбора профиля учащимися с привлечением  специалистов по профориентации

4. Внедрение новых способов оценивания учебных достижений учащихся на начальной и старшей ступенях школы

1. Определение и описание критериев измерения учебных достижений учащихся.

2. Разработка способов оценивания учебных достижений учащихся начальной
школы.

3. Поиск и адаптация новых подходов к оцениванию учебных достижений учащихся.

4. Включение в содержание обучения методов самоконтроля и самооценивания.

5. Приведение в соответствие требованиям и процедуре единого экзамена форм и
методов текущей и итоговой аттестации школьников.

6. Разработка требований к организации объективной системы текущего контроля.

 

 

Направление 2. Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образователь ного процесса

Цель. Достижение положительной динамики развития личностных качеств и ключевых компетенций учащихся и профессиональной компетентности педагогов, способствующих общественной и профессиональной жизне деятельности в условиях информационного общества.

 

Задачи

Условия решения поставленных задач

1

2

1. Осуществление курсо­вой подготовки и пере­подготовки учителей

1. Организация стажировок, курсов повышения квалификации педагогов, 

 

 

 

 

 

2.Совершенствование научно-методической службы школы

1. Совершенствование системы внутришкольного контроля.

3. Организация «Школы повышения мастерства».

5. Разработка индивидуальных и совместных творческих проектов. 

3. Научно-психологичес­кое сопровождение дея­тельности учителя

1. Консультирование по вопросам организации диагностики и мониторинга различных аспектов профессиональной деятельности педагогов.

2. Оказание помощи педагогам в организации адекватных условий обучения и воспи­тания для школьников с особыми образовательными потребностями.

3. Консультирование и оказание помощи учителям в организации взаимодействия между учениками в ходе учебного процесса и в период проведения досуга.

 

4. Внедрение современ­ных образовательных технологий

1. Внедрение технологий дифференцированного и развивающего обучения.

2. Внедрение технологий проблемного, проектного и игрового обучения.

3. Создание условий для свободного выбора и самореализации ученика в образова­
тельном процессе посредством внедрения вариативных программ, учебников, технологий.

4. Использование диалоговых форм обучения, технологий сотрудничества с учетом
субъектного опыта ученика

5. Целенаправленное формирование ключевых компетенций

1. Реализация технологий, обеспечивающих формирование функциональной грамот­ности и подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и про­
фессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества.

2. Усиление гуманитарной направленности учебных дисциплин, включение в их со­держание материалов, помогающих учащимся освоить ценности общества и его культуру.

3. Повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания.

4. Предоставление учащимся реальных возможностей для участия в общественных и творческих объединениях

 

 

Направление 3. Создание в рамках школы открытого информационного образовательного простран­ства

Цель. Интеграция информационных ресурсов, позволяющих осуществить сбор, хранение, передачу и обра­ботку информации, имеющей учебную и социокультурную значимость для школьников. Предоставление сво­бодного доступа к информации всем субъектам образовательного процесса и населению.

 

 

Задачи

Условия решения поставленных задач

1

2

1. Подготовка учителей к использо­ванию информационных технологий в образовательном процессе и формированию функциональной информационной грамотности уча­щихся школы

1Освоение педагогами персональных компьютеров и информационных
технологий.

2. Прохождение учителями курсов по освоению современных информаци­онных технологий.

3. Внедрение информационных технологий в образовательную практику.

4. Целенаправленная работа по формированию функциональной инфор­мационной грамотности учащихся

2. Создание банка программно-методических, ресурсных материа­лов, обеспечивающих внедрение информационных технологий в об­разовательный процесс и вхождение

в глобальное информационное про­странство

1. Создание материально-технической базы школы, обеспечивающей  ин­форматизацию образовательного процесса.

2. Укрепление и совершенствование технического оснащения образова­тельного процесса.

3. Создание банка программно-методических материалов.

4. Подбор  мультимедиа-программ, пособий, учебников для эффективной работы по внедрению информационных технологий в образовательный процесс школы.

5. Подключение к глобальной информационной сети и использование ее ресурсов в образовательном процессе.

 

 

 

 

 

Направление 4. Внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-пси­холого-педагогического сопровождения учащихся

Цель. Обеспечение полноценного психофизического развития учащихся и позитивной адаптации, социализа­ции и интеграции в современном быстроменяющемся информационном обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи

Условия решения поставленных задач

1. Создание службы ме­дико-психолого-социаль­но-педагогического со­провождения учащихся

1. Разработка и реализация комплексной программы построения здоровьесберегающей среды школы.

2. Сотрудничество школы и медицинских учреждений в решении проблемы реабили­тации здоровья учащихся.

3. Повышение информированности и технологической грамотности учителя в вопро­сах здоровьесбережения.

2. Внедрение технологий здоровьесбережения и создание здоровьесбере-гающей среды в школе

1. Разработка и проведение мероприятий, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, тесно связанных с социальными аспектами жизни школьников (внедрение сбалансированного разнообразного питания; мероприятия по профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения и т.д.).

2. Пропаганда здорового образа жизни среди учащихся, их родителей, педагогов

3. Разработка технологий медико-социально-психо­лого-педагогического сопровождения учащихся

1. Обеспечение профилактики школьной и социальной дезадаптации детей.

2. Создание благоприятной психологической среды в образовательном учреждении.

3. Формирование у обучающихся и воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию.

4. Профилактика и преодоление отклонений в психологическом здоровье учащихся (выявление условий, содействующих сохранению здоровья школьников)

 

Координаты: 346113  ул. Дружбы, 51,  сл. Рогалик, Миллеровский район Ростовская область.

 E-mail: rogalikovskayas@yandex.ru 

Конструктор сайтов - uCoz