ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ РОГАЛИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА на 2008-2012 гг.
1. Введение. Развитие школы в настоящий период предполагает поиск путей и создание условий для личностного роста учащегося, его подготовки к полноценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности в информационном обществе. Новый взгляд на развитие образовательной системы послужил основанием для создания программы развития нашего образовательного учреждения. Программа развития школы основывается на анализе социального заказа и состояния образовательного учреждения. В ней отражены тенденции развития школы, охарактеризованы главные проблемы и направления работы педагогических и ученических коллективов, представлены меры по изменению содержания и организации образовательного процесса. Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: - конвенцией о правах ребенка; - Законом РФ «Об образовании»; - концепцией модернизации российского образования на период до 2010г.; - Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010гг. - Уставом школы. Наша школа планирует выйти на новый этап своего развития как школа успеха. Для нее характерны: - сформированность концепции успешности личности учащихся и педагогов; - наличие стратегии и тактики создания ситуации успеха для всех участников образовательного процесса; - организация образовательного процесса на основе индивидуального подхода к отбору содержания и технологий освоения учебного материала; - система оценки и самооценки достижений учащихся, базирующаяся на признании самоценности ученика; - система презентаций достижений обучающихся; - использование потенциала дополнительного образования детей. Цель программы развития: создание оптимальных организационных, социально-культурных и педагогических условий для формирования успешной личности в условиях сельской школы. Развитие школы в данный период предполагает поиск путей и создание условий для личностного роста учащегося, его подготовки к полноценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности в информационном обществе. Задачи программы развития: 1.Обеспечение качественных изменений в организации и содержании всего образовательного процесса на основе использования компьютерных технологий. 2. Предоставление каждому обучающемуся возможности самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности. 3. Привлечение обучающихся к учебно-научным исследованиям. 4. Формирование культуры здорового образа жизни у всех участников образовательного процесса. 5. Развитие ресурсного (материально-технического, кадрового, научно-методического, нормативно-правового) обеспечения образовательного процесса. Реализация программы позволяет более полно объединить учебную и внеучебную сферы деятельности обучающихся; создать единый функциональный комплекс образовательной и оздоровительной работы; сформировать образовательное пространство школы, способствующее реализации индивидуальных образовательных маршрутов учащихся. Процесс развития школы должен способствовать формированию социально-успешной личности обучающегося и педагога. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Первый этап (2007г.) - аналитический. Разработка программы развития школы. Создание условий, необходимых для обеспечения внедрения программы развития. Второй этап (2008-2011гг) – практический. Переход в новое качественное состояние. Внедрение и освоение компьютерных технологий. Третий этап (2012г) - обобщающий. Анализ достигнутых результатов и определения перспектив дальнейшего развития школы. Разработка методических материалов по обмену опытом работы. 2. Информационная справка о школе. МОУ Рогаликовская ООШ была открыта в 1903 году как церковно-приходская школа, затем восьмилетняя, а в 1996 году получила статус средней общеобразовательной. Школа расположена в центре села и имеет прочные социальные связи с ДК, библиотекой, а также сотрудничает с Домом детства и юношества, Детско-юношеской спортивной школой, ФАПом. . Жители села ориентированы на работу в сельском хозяйстве. Среди них многие имеют среднее специальное и высшее образование. Характеристика педагогического коллектива. В школе работает 17 учителей. Средний возраст педагогов – 41 год, средний педагогический стаж – 19 лет. Имеют высшее образование – 13 учителей (76%), среднее специальное образование – 3 учителя (17,6%). Почетное звание «Отличник просвещения» имеет 1 человек. Имеют 1 квалификационную категорию 9 учителей (53%), 2 квалификационную категорию – 7 человек (41%). В составе педагогического коллектива 4 учителя (23%) – выпускники Рогаликовской школы. Педагоги постоянно занимаются самообразованием. За последние 3 года курсы повышения квалификации прошли 13 учителей (76%) Характеристика учащихся и их семей. Поданным исследования, родители учащихся по принадлежности к той или иной социальной группе распределяются следующим образом:
· рабочие — 39%; • служащие (в том числе работники образования) — 34%; • не имеющие постоянной работы — 12%; • участвующие в различных видах предпринимательской деятельности — 7%; • пенсионеры — 8%. Высшее образование имеют 38% родителей, среднее профессиональное — 44%, среднее или неполное среднее — 18%. В полных семьях живут 58 учеников, только с матерью — 12 школьников, только с бабушками — 5 учеников, 5 учащихся находятся на опеке. Настораживает тот факт, что 8% семей учащихся относятся к так называемым семьям находящимся в социально опасном положении, 48% семей школьников — к малообеспеченным, 3% детей находится на опеке, 9% учащихся не имеют российского гражданства.
Особенности учебного процесса. Школа включает в себя три ступени. Первая ступень обучения – начальная школа: Продолжительность обучения 4 года, возраст обучающихся – 6,5 лет на 1 сентября. На первой ступени школы реализуются программа «Школа России». Вторая ступень обучения – основная школа: продолжительность обучения 5 лет. Вторая ступень школы обязательна для всех школьников в возрасте до 15 лет. Основная ее цель – обеспечение высокого уровня социализации учащихся. На второй ступени осуществляется дифференцированное обучение школьников и организована предпрофильная подготовка. Третья ступень обучения – старшая школа: продолжительность обучения 2 года. Особенности воспитательного процесса. Воспитательная деятельность осуществляется через реализацию социально-педагогических проектов и работу следующих воспитательных центров: учебно-познавательного, художественно-эстетического, спортивно-оздоровительного, досугового. На протяжении ряда лет в школе развиваются формы ученического самоуправления: детско-юношеский парламент(законодательный орган), советы учащихся. Воспитательная работа в школе включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей школьников: воспитательная работа в процессе обучения; внеурочная деятельность; внешкольная деятельность. Деятельность педагогов протекает в пространстве детства, которое мы рассматриваем как совокупность разных «пространств», каждое из которых оказывает воздействие на процесс развития личности ребенка. Создание воспитательной среды в рамках открытого информационного образовательного пространства школы предполагает: • изменение форм и методов учебной работы: преодоление пассивности школьников через дидактические ролевые игры, разнообразие форм обучения, раскрепощение личности ребенка в учебном процессе; • ориентацию учащихся на вечные ценности, выраженные в таких категориях, как «человек», «красота», «добро», «истина», «культура», «отечество», «труд», «знание», «здоровье», «мир», «земля», которые охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности и образуют основу воспитания; • создание условий для свободного самовыражения и самореализации каждого ребенка в информационном пространстве школы. Результатом воспитательной деятельности школы является положительная динамика развития личностных качеств и ключевых компетенций выпускника школы.
Качество и динамика образования и воспитания. Успеваемость по результатам аттестации 2007-2008 учебного года составляет 100%, качество знаний – 41%. Средний балл выпускных экзаменов в 11 классе составил 4,3 балла. За два последних года в вузы поступили 38% учеников. В рамках реализации программы развития школы, в целях пропаганды здорового образа жизни ученический и педагогический коллектив ежегодно принимают участие в районных и зональных мероприятиях, проводят традиционные дни здоровья в разное сезонное время года, участвуют в работе районного экологического центра. В целях более полного удовлетворения образовательных запросов, повышения гуманистической направленности образования учителя осуществляют подготовку школьников к участию в различных олимпиадах и конкурсах, проводятся акции «День знаний»,декады по естественным наукам, проводятся мероприятия по профориентации подростков из семей «группы риска», разработаны план по введению предпрофильной подготовки, а также вариант элективных курсов для 9 классов. В целях повышения профессионального роста учителей: - методические объединения учителей предметников проводят работу по обобщению и распространению опыта индивидуальных занятий с обучающимися как в рамках урока, так и вне его; - проводится цикл занятий для учителей по методикам развития техники чтения, совершенствование приемов работы школьников с текстом и вычислительных навыков; Характеристика материальной базы школы. Образовательный процесс осуществляется в типовом 2-х этажном здании.В школе имеются спортивная площадка, пришкольный участок, спортивный зал, актовый зал, библиотека, столовая, компьютерный класс. Школа располагает школьным автобусом для подвоза учащихся из соседних сел. Кроме этого в школе имеется следующая оргтехника и ТСО:
Школа располагает следующим библиотечным фондом:
Особенности управления школой. Для совершенствования управления школой введена практика привлечения к процессу выработки, принятия решений и их реализации учителей школы, а также родителей обучающихся, заинтересованной общественности. В процессе своей деятельности мы выделяем следующие формы группового участия учителей родителей и общественности в управлении школой: - совет школы; - педагогический совет школы; - совещания при директоре; - методические объединения педагогов; - аттестационная комиссия; - общешкольный родительский комитет; 2. Философия школы В школе осуществляется обучение, при котором во главу угла ставится самоценность каждого участника образовательного процесса. Поэтому деятельность школы основывается на таких ценностях, как: —доверие и уважение друг к другу учащихся, педагогов, родителей и партнеров школы; —психологический комфорт для всех участников образовательного процесса; —самоорганизация детского коллектива и коллектива учителей; —свобода творчества учащихся и учителей; —сотрудничество педагогического и ученической коллективов; —преемственность формирования педагогической коллектива из числа выпускников школы. Подобная философия школы предполагает включена личностного опыта ребенка в образовательный процесс, изменение ориентации педагога с позиции информатора, контролера на позицию координатора. Сущность подхода к школьнику в нашей школе заключается в: —признании его уникальности и неповторимости; —уважении его достоинства; —принятии его целей, запросов, интересов; —создании условий для его максимального развития на основе всестороннего педагогического анализа успехов, достижений и проблем ребенка. Таким образом, главный акцент в своей деятельности школа делает на раскрытии индивидуальности каждого ребенка. Это — весьма трудная задач поскольку Рогаликовская средняя общеобразовательная школа является образовательным учреждением с неоднородным контингентом обучающихся, в ней учатся как одаренные, так и слабоуспевающие школьники. Поэтому миссия школы — создать образовательную среду, способствующую максимальной самореализации каждого школьника вне зависимости от его психофизиологических особенностей и учебных возможностей. Сущность подхода к деятельности учителя в нашей школе заключается в том, что каждому педагогу предоставляется право на творчество, т.е. на определение собственного педагогического почерка, на свободу выбора педагогических технологий, методов оценки учащихся и т.д., на участие в управлении образовательным учреждением. В основе концепции развития нашей школы лежит идея создания целостной открытой социально-педагогической системы образования, которая обеспечивает самовыражение, самореализацию, самоопределение личности и ученика, и учителя. Эффективный образовательный процесс возможен только при комфортном сосуществовании педагогов и учащихся. А максимальный эффект достижим при взаимодействии трех составляющих— семьи, ребенка и педагога. При этом школа строится на реализации следующих идей: —идеи развития личности ученика, педагога, других участников образовательного процесса, школы в целом; —идеи красоты (формирование эстетически-ценностной ориентации личности); —идеи творчества, при которой творчество рассматривается как универсальный механизм развития личности, обеспечивающий ее вхождение в мир культуры и формирование способа существования в современном мире. Для реализации этой идеи создается атмосфера, стимулирующая всех субъектов образовательного процесса к творчеству; —идеи сотрудничества, основанной на гуманных отношениях детей и взрослых; —идеи выбора и ответственности, которая реализуется посредством предоставления ученику возможности выбора характеристик своего образовательного маршрута (сложности, скорости изучения материала, частично — отбора его содержания и т.д.); —идеи открытости, при которой школа становится открытой для широких социальных связей. Учитель организует работу учащихся в нашей школе, исходя из следующих гуманистических принципов: —у каждого ребенка — свои индивидуальные возможности в учебной деятельности; —ребенок успешен в учении, когда ему комфортно; —ребенок успешен в учении, когда его поддерживают и вдохновляют; —ребенок успешен в учении, когда учитель является свободной личностью; —ребенок успешен в учении, когда его родители активно участвуют в его школьной жизни; —учитель воздерживается от оценок личности ребенка.
3. Проблемно-ориентированный анализ работы школы и перспективы ее развития
3.1. Характеристика микросоциума школы Микросоциум школы характеризуется следующими признаками:
удаленностью от крупных культурных центров;
· значительным количеством неблагополучных и малообеспеченных семей, многие из которых мало занимаются вопросами воспитания и развития своих детей; • низким уровнем информационной культуры населения, • несформированностью системы учреждений, обеспечивающих формирование информационной функциональной грамотности населения. Результаты обследования уровня личностного развития детей, поступающих в школу, показывают, что в первый класс приходят ребята, существенно отличающиеся друг от друга по своему интеллектуальному и физическому развитию. Значительная неоднородность нашего ученического контингента и определяет выбор модели школы личностного роста как оптимальной в существующих условиях.
3.2. Социальный заказ и ожидаемые результаты развития школы. Социальный заказ мы понимаем как спрогнозированный комплекс общих требований общества к школьнику ко времени окончания им школы. Изучая социальные ожидания по отношению к школе, мы выделили субъекты, участвующие в формировании социального заказа нашему образовательному учреждению. Это: • государство и муниципалитет; • учащиеся; • их родители; • педагогическое сообщество. С точки зрения государства к числу приоритетов совершенствования школьного образования относятся следующие направления: • оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического и духовно-нравственного здоровья обучающихся; • усиление роли социально-гуманитарного цикла дисциплин, способствующих формированию духовности и активной гражданской позиции личности, ее интеграции в мировую культуру; • введение предпрофильного обучения в старшей школе в целях обеспечения профессиональной ориентации и профессионального самоопределения обучающихся; • обеспечение условий для развития и становления личности каждого ребенка, проявления и реализации потенциальных возможностей каждого школьника; • совершенствование системы оценивания учебных достижений учащихся на всех ступенях обучения и государственно-общественной системы оценки качества образования; • информатизация образовательной практики, формирование функциональной информационной грамотности выпускников как основы информационной культуры личности. Анализ перечисленных выше направлений показывает, что они являются актуальными и востребованными участниками образовательного процесса нашей школы (учителями, учащимися, их родителями). Они видят свое образовательное учреждение как открытое информационное образовательное пространство, в котором созданы условия для личностного роста всех субъектов образовательного процесса. Родители учащихся хотят, чтобы школа обеспечила: —возможность получения ребенком качественного основного общего и среднего (полного) образования; —качественную подготовку школьников к поступлению в учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования; —начальную профессиональную подготовку учащихся третей ступени школы; —интересный досуг детей; а также создавала условия для: —удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей школьников; —формирования информационной грамотности и овладения современными информационными технологиями; —сохранения и укрепления здоровья детей. —Учащиеся хотят, чтобы в школе: —было интересно учиться; —имелись комфортные психолого-педагогические и материальные условия для успешной учебной деятельности, общения, самореализации; —была возможность получить качественное среднее образование и начальную профессиональную подготовку; —имелись условия для освоения современных информационных технологий. Педагоги ожидают: —создания в школе комфортных психолого-педагогических и материальных условий для осуществления профессиональной деятельности; —улучшения материально-технического обеспечения образовательного процесса; —создания условий для творческой самореализации в профессиональной деятельности. Учитывая государственную стратегию развития среднего образования и систематизировав социальные ожидания по отношению к школе, нами были выявлены те потенциальные результаты, к достижению которых должна стремиться школа и которые, по сути, определяют стратегические направления ее развития. Таковыми являются: —модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса в школе; —создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства; —создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса; внедрение технологий здоровьесбережения, обеспечение медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся. Данные стратегические направления развития школы являются общими и требуют конкретизации, т.е. выделения частных задач и определения условий, способствующих эффективному их решению. Высокие результаты в развитии школы по данным направлениям являются показателем достижения нового качества образования.
3.3. Проблемы школы и способы их решения. Изучая возможности реализации основных направлений развития школы, нами были выявлены основные проблемы образовательного учреждения и определены способы их решения .
4. Концепция развития школы
4.1. Миссия школы При формировании концепции будущего нашей школы мы должны прежде всего уточнить свое понимание «миссии» школы, т.е. определить, на реализацию какой части общего социального заказа мы ориентированы и решение каких проблем считаем приоритетным. И здесь мы исходили из двух позиций: необходимости реализации стратегии модернизации школьного образования и важности удовлетворения запросов со стороны основных участников образовательного процесса— учащихся, их родителей и педагогов. Процесс развития школы должен способствовать повышению конкурентоспособности школы, обретению ею своего собственного «лица», неповторимого и привлекательного для тех, к кому оно обращено. Превращение школы из массовой, общеобразовательной (так называемой школы навыков) в школу личностного роста — это именно тот ориентир, который определяет развитие нашей школы. Поэтому мы стремимся к созданию такого образовательного пространства школы, которое позволит обеспечить личностный рост учащегося и его подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни в условиях информационного общества. Такая трактовка миссии школы логично подтолкнула нас к выбору модели школы личностного роста, которая, по нашему мнению, способна удовлетворить образовательные потребности всех субъектов образовательного процесса. В определении перспектив развития нашей школы мы исходим из того, что развитие, как таковое, не должно заменять функционирование, которое позволяет нам добиваться достаточно стабильных результатов благодаря устоявшимся условиям нашей работы: кадровому составу, в целом удовлетворительному состоянию программно-методического и материального обеспечения. Развитие школы, на наш взгляд, должно не ломать то, что устоялось, а органически входить в систему наших ценностей, традиций и всего того, что составляет уклад школы. 4.2. Основные идеи развития школы и предвосхищаемый образ ее выпускника. Приоритетными идеями, которые позволяют раскрыть сущность основных направлений развития школы, являются: 1.Идея обновления образовательного процесса, посредством модернизации основных компонентов образовательной практики (содержания, условий, технологий). 2.Идея построения школы как открытого информационного пространства. 3.Идея личностного роста всех субъектов образовательного процесса. 4.Идея построения здоровьесберегающей среды в школе. 5.Идея медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся. Выстраивая предвосхищаемый образ выпускника школы, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника — это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать школа. Выстраивая собственную концепцию развития школы, мы ориентируемся на два взаимосвязанных аспекта: личностный рост учащегося и построение открытого информационного пространства школы. Это логично подвело нас к определению предвосхищаемого образа выпускника школы как компетентной, социально интегрированной и мобильной личности, способной к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях информационного общества. Содержательно наполняя данный образ, мы определили такие его составляющие, как компетенции и качества личности. Компетенции выпускника могут быть разделены на предметно-информационные, деятельностно-комму-никативные, ценностно-ориентационные. Предметно-информационные компетенции предполагают умение работы с учебной информацией, критическое ее восприятие, преобразовывание ее из виртуальной в вербальную и наоборот. Деятельностно-коммуникативные компетенции проявляются в способностях субъектов образовательного процесса к сотрудничеству, к творчеству для достижения конкретных задач, в умении управлять собой, анализировать и организовывать деятельность, принимать рациональные решения. Ценностно-ориентационные компетенции включают знания о нормах, ценностях, традициях культуры, систему отношений к миру, к себе, к обществу, основанную на потребностях, мотивах, эмоционально-ценностных ориентациях личности. Показателем сформированности выделенных компетенций являются следующие качества личности:
· духовность, гуманистическая направленность, толерантность • мобильность, самостоятельность в принятии решений, ответственность, способность к сознательному выбору; • коммуникабельность, социальная активность, умение сотрудничать; • креативность, созидательность и конструктивность мышления. Таким образом, развитие школы ориентируется на построение открытого информационного образовательного пространства, которое максимально будет способствовать становлению выпускника как компетентной, социально интегрированной и мобильной личности, способной к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизнедеятельности. 5. Основные направления реализации программы развития школы
Направление 1. Модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса
Цель. Совершенствование образовательного процесса, определяющего личностный рост ученика и возможность его полноценного участия в общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях информационного общества.
Направление 2. Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образователь ного процесса Цель. Достижение положительной динамики развития личностных качеств и ключевых компетенций учащихся и профессиональной компетентности педагогов, способствующих общественной и профессиональной жизне деятельности в условиях информационного общества.
Направление 3. Создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства Цель. Интеграция информационных ресурсов, позволяющих осуществить сбор, хранение, передачу и обработку информации, имеющей учебную и социокультурную значимость для школьников. Предоставление свободного доступа к информации всем субъектам образовательного процесса и населению.
Направление 4. Внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся Цель. Обеспечение полноценного психофизического развития учащихся и позитивной адаптации, социализации и интеграции в современном быстроменяющемся информационном обществе.
|
|
|
Координаты: 346113 ул. Дружбы, 51, сл. Рогалик, Миллеровский район Ростовская область.E-mail: rogalikovskayas@yandex.ru |